|
28.11.2025 г. 24 октября 2025 года в Ростове-на-Дону прошла конференции офтальмологов и неврологов в рамках познавательного проекта портала Орган зрения «Три портрета миопии». Очная встреча собрала 103 специалиста из разных областей медицинских знаний и городов Юга России, а именно, офтальмологов, рефракционных хирургов, психологов, неврологов, тифлопедагогов. Оказывается, специалисты в области медицины знают абсолютно все о зрительных патологиях и способах их коррекции, но не осведомлены о системе воспитания и обучения детей с нарушением зрения. О том, как создаются специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями, рассказали специалисты в области образования Морозова Ю.В. (тифлопедагог МБ ДОУ № 3 г. Батайска) и Кобзарева О.Ф. (заместитель директора по коррекционной работе специальной школы-интерната № 38 г. Ростова-на-Дону). Начиная с трехлетнего возраста, дети с нарушением зрения зачисляются в дошкольные образовательные учреждения на основании заключения ЦПМПК. В основном, это группы компенсирующей направленности для детей с различной зрительной патологией. В образовательных организациях создаются условия для полноценного обучения дошкольников с ОВЗ. Вводятся ставки тифлопедагога, психолога, логопеда и тьютора. Специалисты знают психические особенности данной категории детей, классификацию нарушений, а также методы и способы их воспитания и обучения. Следующая ступень образования – школа. В зависимости от нарушения зрения, ребенок может обучаться в общеобразовательной школе или специальной (коррекционной) образовательной организации 3-4 вида для слабовидящих и слепых детей. Далее средние специальные образовательные организации (техникумы, колледжи) и образовательные учреждения высшего образования. С развитием компьютерных технологий лица с глубокими нарушениями зрения могут получать профессии менеджеров (управленческая деятельность), преподавателей для обучения инвалидов по зрению, тьюторов, осваивать информационные технологии и многое другое. При высших учебных заведениях в РФ функционируют Ресурсные учебно- методические центры, которые направлены на повышение качества и доступности высшего образования для инвалидов по зрению. Но до того, как ребенок поступил в образовательное учреждение, семья не остается один на один со своей проблемой. Услуги по ранней помощи оказываются организациями и структурными подразделениями. Получателями услуг по ранней помощи являются дети от рождения до трех лет (независимо от наличия инвалидности), которые имеют ограничения жизнедеятельности либо риск развития ограничений жизнедеятельности, и их семьи.Совместно с родителями составляется индивидуальная программа ранней помощи. Осуществляется практическая поддержка и обучение родителей (законных или уполномоченных представителей). И оказывается психологическая помощь по укреплению ресурсов родителей. Помимо организации воспитания и обучения детей с нарушениями зрения, Морозова Ю.В и Кобзарева О.Ф. рассказали о правилах поведения и общения с детьми и взрослыми людьми с глубокими нарушениями зрения. Доклад получил позитивные эмоционально-оценочные реакции от коллег в области медицины. Выступления тифлопедагогов на офтальмологических конференциях подчеркивают важность взаимодействия между специалистами в области медицины и коррекционной педагогики. А междисциплинарный подход позволяет по-новому взглянуть на нарушения зрения и формирует понимание цельной тактики ведения таких пациентов. Подготовила учитель-дефектолог Морозова Ю.В. |






