Russia

     

dlya-slabovidyashih

3-2024

     
 
Игры и игрушки для слепых детей дошкольного возраста
 
 

Значение игры для развития слепого ребёнка

Все взрослые любят играть, однако, все дети хотят играть. В игре ребёнок развивает свои физические и духовные силы и может проявлять творческую инициативу. Он удовлетворяет свою радость в собственной деятельности, с помощью игры он врастает на равноправных началах в семью и содружество детей по играм. Играть означает быть деятельным, подготовку к жизни взрослого.

Каждому ребёнку необходимо руководство при игре, так как сам он не знает, во что и как он должен играть. Родители и другие взрослые должны ввести его в игры. При этом ему помогают братья и сестры и дети соседей, однако, больше всего глаза самого ребёнка. Ребёнок видит и догадывается сам — тем самым могут быть скомпенсированы даже упущения родителей.

Слепому ребёнку отказано в этих возможностях. Его игры носят «характер слуховых игр», что полностью объяснимо, так как ему не хватает побуждений с помощью глаз. Без чуткой поддержки со стороны родителей он не сможет научиться различным формам игр.

Таким образом может показаться, что слепой ребёнок испытывает ощутимые недостатки и ограничения в своих игровых возможностях. К счастью, это не имеет места, В долгой истории педагогики для слепых разработано большое число игровых форм и материалов для игр, некоторые из которых будут представлены в нашей публикации. Оказывается, что почти все игры зрячего ребёнка пригодны также и для слепого ребёнка, он может играть с мячом, куклой, в железную дорогу и с роллером, обходиться с ножницами, иглой и нитками, сортировать и собирать, перелезать через забор и помогать в домашнем хозяйстве. Родители должны при этом соблюдать только одно: чутко направлять ребёнка. Тогда они с удивлением и радостью обнаружат, что ребёнок может многое сделать, что раньше казалось невыполнимым, Ребёнок играет тем, что он действует, также и слепой ребёнок. Все формы игры должны побудить его к деятельности и тем самым к столкновению с внешним миром. Представим кратко некоторые последствия игровой деятельности.

Игра и пользование руками

Для того, чтобы заниматься предметом своей игры (не всегда он должен быть игрушкой), ребёнок должен выполнить с ним различные действия. Он должен его брать, ощупывать, подносить ко рту, ронять, искать, поднимать, ударять и многое другое. При этом он развивает ловкость своих рук.

Игра и преодоление пространства

В зависимости от ситуации игры ребёнок должен лежать, сидеть, стоять, ходить или лазать. Он принуждается к тому, чтобы ориентироваться, следить за препятствиями. Родители оказывают поддержку в «преодолении пространства» соблюдением твёрдого порядка при расстановке мебели и стульев, устройством «угла» для игр, где ребёнок может уединиться, и приобретением активирующих игрушек как мячей и машин.

Игра и приобретение представлений и знаний

Обращение с предметами приводит к познанию их форм и свойств, а также к пониманию их цели. В этих «исследованиях» участвуют также все органы чувств ребёнка. Возбуждается фантазия, когда в игре применяются «предметы-заменители» — кубик становится мылом, а картонка — автомашиной.

Игра и приобретение навыков

С возрастом у ребёнка развиваются навыки, что отражается в ситуациях игры. Его действия становятся более целенаправленными и творческими. Пластический материал, конструкции из сборных элементов и игра в ролях возбуждают его интерес. Выбранные игры способствуют, со своей стороны, ловкости рук и способности выражать свои мысли.

Игра и общий жизненный опыт

То, что ребёнок переживает в окружающем его мире, находит своё отражение в детском перевоплощении в его игре. Ребёнок изображает то, что он наблюдал в семье, на улице, при покупках, в средствах транспорта или ещё где-нибудь. Чем больше он находит поддержку родителей при понимании мира, тем более содержательной будет его игра.

Желательно, чтобы родители с оптимизмом выполняли эти указания. И для них возможно воспитывать их ребёнка в соответствии с его слепотой и предохранять его от последствий слепоты, ограничивать или даже устранять их. Родители не должны сомневаться в способностях своего слепого ребёнка, если он не понимает предлагаемой игры или ещё не проявляет желаемой ловкости для какого-либо занятия. Любое воспитание основано на любви, чуткости и терпении. Давайте будем стремиться к тому, чтобы постоянно приспосабливать наши действия к сильным, а не слабым сторонам характера детей.

Игрушки для слепых детей

Некоторые указания относительно пригодных к употреблению игрушек

Для слепых детей нет специальных игрушек. Только некоторые игрушки были особо переработаны для слепых детей, как мяч со звоном, настольные игры, домино или игры с раскладыванием для определения форм. Ценность игрушки зависит для слепого ребёнка в значительной степени от того, какие он получил наставления по занятию с ней.

«Это— мяч. Он катится. Он мягкий на ощупь. Он круглый, красного и белого цвета. Сейчас мы будем играть с ним». Ни один предмет не объясняется сам собой, постоянно его следует описывать и демонстрировать его назначение. Если взрослый радуется игрушке, повышается её ценность и для ребёнка.

Все вещи, известные ребёнку, могут стать игрушками. Он может долго заниматься деревянной ложкой и пластмассовой чашкой. Слепой ребёнок должен иметь постоянное место для игры, родители помогают поддерживать порядок, чтобы он всегда мог найти свои игрушки.

Для игры в воде и у воды служат песок, плавающие игрушки в виде животных, пароходы, лейки, вёдра, старые грелки, пластмассовые бутылки и вообще всё, в чём можно носить воду, только не стекло.

В нижнем ящике лежат безопасные кухонные приборы. Замечательное место для игры, наглядное, и все приборы могут быть без труда, быстро и в порядке снова положены обратно. Одновременно можно беседовать с мамой. Взрослый даёт ребёнку вещи в обе руки и объясняет их.

Деревянные палочки, маленькие ветки и сосновые шишки возбуждают фантазию.

Для игры в ролях необходимы предметы одежды — только в головном убранстве и переднике становишься поваром.

Игрушки могут помогать различать разницу:

Дерево, металл, пластмасса, материя, картон, бумага. Гладкая, шероховатая, тупая, клейкая. Шар, кубик, квадрат, треугольник, длинная и короткая палочки.

Игрушки должны быть цветными для активирования имеющихся остатков зрения. В музыкальных игрушках необходимо следить за точной настройкой.

Лучше ощупывать, внимательнее слушать.

Игры для развития органов чувств.

Для упражнения слуха или осязания не существует специальных игрушек. Однако имеется много возможностей с помощью игр возбуждать, стимулировать и обострять оставшиеся органы чувств ребёнка.

Родители точно наблюдают грудного младенца или малого ребёнка, чтобы выявить на какие раздражения реагирует их ребёнок с повреждённым зрением и какие занятия вызывают его особый интерес. Много раз в день мать должна интенсивно обращаться к ребёнку, если она не отвлекается другими обязанностями и ребёнок находится в отдохнувшем состоянии и хорошем настроении.

В качестве занятия мать выбирает игру слов или пальцев. Затем два пальца передвигаются вверх по руке ребёнка и щекочут его у шеи. При этом мать произносит стишок, как, например «приходит мышка, приходит в домик, приходит в комнатку, достать себе булочку».

Каждая игрушка должна быть продемонстрирована ребёнку. Ручки хватаются за предмет, передвигают шары взад и вперед, сжимают резиновую игрушку, встряхивает кубик-погремушку. Таким образом ребёнок узнаёт, что определённые звуки и шорохи можно услышать только при соответствующем «обращении».

Родители вызывают радость ребёнка в схватывании и ощупывании вещей тем, что они дают ему в руки материалы, которые можно найти в каждом хозяйстве. Для этого служат, например, тряпочки из шерсти, бархата и льняного материала, деревянные катушки (катушки ниток), деревянные и бамбуковые палочки, кольца для гардин, толстые шнуры, резиновые пробки, кожаные изделия, коробки из любого материала. Не надо слишком бояться, что ребёнок может пораниться. Важнее является разнообразное и привлекательное стимулирование ребёнка.

Ребёнок слышит возгласы товарищей по игре и подкатывание мяча со звоном. Чем старше, ловчее и выносливее становится ребёнок, тем более длительным становится направляемое и наблюдаемое время занятий.

«Как называется материал? Каков он на ощупь?» Если зрячим детям завязать глаза, то ощупывание превратится в увлекательную игру. Благодаря такого рода играм они приобретут чуткость к своему слепому товарищу.

Насаживание шайб на стержень несколько затруднено из-за винтовой нарезки.

Кто строит высокую башню, упражняет свою двигательную ловкость и своё восприятие на ощупь.

Задача состоит в том, чтобы все коробки уместились в большой коробке.

Все звуки свидетельствуют о процессах в окружении, которые должен узнавать ребёнок. «Что ты слышишь?»

«Что я делаю сейчас?»

В некоторых странах существуют пластинки, на которых записаны только звуки. Они предлагают материал для весёлых разгадок. Родители могут также сами записать звуки на магнитофон.

Рисовать густой краской является событием. Краску «приятно» потрогать и после того, как она подсохла, можно распознать контуры. Остаток зрения стимулируется яркими цветами, поэтому все игрушки и предметы обихода ребёнка с повреждённым зрением должны быть цветными и контрастными.

Сортировать всегда доставляет удовольствие. Для этой цели годятся орехи, желуди, каштаны; бобы, горох, чечевица; большие и маленькие, плоские и выпуклые пуговицы. Эти вещи ребёнок может нанизывать на нитку. Далее, можно собирать, сортировать и использовать для игры: шишки ели, ракушки, гальки; шары из камня, стекла и металла; старые замки и ключи, перекидные и поворотные выключатели, винты, болты и гайки; старые резиновые кольца-прокладки для крышек стеклянных консервных банок, зажимки для сушки белья, сумки и маленькие чемоданчики.

Все эти вещи ребёнок должен знать. Родители должны их описывать ему, чтобы ребёнок самостоятельно мог называть и различать важные признаки. Обратите, пожалуйста, внимание: все вещи имеют также свои особые звуки.

В выявлении форм можно упражняться с помощью игры с раскладыванием форм. Взрослый помогает ребёнку понять и решить задачу.

Тот, кто может вставлять шайбы друг в друга, тот… (может скоро пойти в школу).

Построение из сборных элементов предъявляет уже высокие требования.

Так выглядит точечный шрифт, который скоро ты будешь изучать». Если родители чутко стимулировали развитие своего ребёнка в соответствии с его слепотой, то ощупывание и изучение точечного шрифта не будет представлять для него трудностей.

Игры для развития движений.

Для маленького ребёнка движение равносильно игре. Кто считает, что играть для ребёнка является необходимостью, стимулирует физическое развитие ребёнка и доставляет ребёнку и себе радость.

Уже при уходе за грудным ребёнком можно с ним «играть». Одна нога вытягивается, а другая сгибается так сильно, что грудному ребёнку приходится поворачивать своё тело в сторону.

Мать поддерживает ребёнка, если он хочет сидеть. Со временем она будет всё меньше помогать ему. Ребёнок учится тем самым пользоваться мышцами своего живота.

Мышцы спины и затылка должны укрепляться — об этом заботится отец. Оба родителя в одинаковой степени несут ответственность за развитие своего ребёнка.

Координация рук является предпосылкой для того, чтобы ребёнок учился с их помощью «видеть». Уже в возрасте от трёх до четырёх месяцев он начинает играть пальцами. Когда он поймёт, что имеет две руки, он легче научится схватывать вещи, исследовать их и снова выпускать из рук.

Игры на открытом воздухе доставляют радость. Они способствуют уверенности при ориентировке.

При игре в «лошадку» обруч лучше пригоден, чем свободный поводок. «Лошадь» — зрячий ребёнок, одевает на своё тело обруч, а «кучер» бежит сзади и крепко держится за обруч. С помощью обруча слепой ребёнок находится в прочном и надёжном контакте со своим товарищем по игре.

Стоит родителям только недосмотреть ребёнка и сейчас же он уже перелезает через забор.

Трёхколёсный велосипед — хорошая игрушке; если у него сзади имеется ещё дополнительное сиденье, то можно взять с собой товарища по игре. Это имеет свою положительную сторону, когда игрушка приглашает к совместной игре.

Горка для катания годится так же хорошо для слепых детей, как и для зрячих.

Нет лучшей игры, чем помогать взрослым. В течение дня для этого представляется много возможностей: возить дрова — одна из них.

Мать кукол, врач, продавец.

Игры для развития социальной коммуникации.

Родители часто играют с ребёнком для того, чтобы расширить его знания, укрепить его представления и обучить формам поведения. Ребёнок должен хорошо знать предмет игры в ролях. Этому требованию отвечает, например, игра «Мать и ребёнок».

Сначала ребёнка следует познакомить с игрушками, т. е. с куклой, посудой и одеждой. Мать постоянно должна показывать, что она радуется игрушкам своего ребёнка. Она говорит: »У куклы красивые, мягкие волосы, погладь их. Какое красивое белое вязанное платье на ней. Красные туфельки также очень хорошо подходят.» Всегда называются цвета.

Куклы сажаются за стол, расставляются тарелки, чашки и раскладываются ложки.

Затем начинается еда. Взрослый следит за правильной последовательностью процессов, направляет в случае необходимости руку ребёнка и поправляет движения.

Мать перенимает роль в игре и говорит: «Теперь я — бабушка. Твой ребёнок поел, теперь уложи его спать. Потом мы помоем посуду"

Когда ребёнок самостоятельно выполняет различные действия в игре, то их можно объединить в целое. Для этого хорошо пригодна игра «в гости».

Куклу сначала моют и одевают, затем с коляской для кукол едут в гости к тёте и после приветствий за чашкой кофе или чая ведётся беседа. Перед тем, как пойти в гости, надо «прихорашиваться», для чего одевается шапка, накидка (кофточка) и берётся сумка.

«Этим доктор прослушивает, как бьётся сердце». Игры, как «у врача», «покупки» или «езда в поезде» связаны с наличием знаний и наблюдений. Мать обращает внимание ребёнка на важные вещи при посещении врача, в магазине и средствах транспорта.

Она показывает инструменты или рабочие приборы в оригинальном виде или в форме игрушек.

«Господин доктор, осмотрите, пожалуйста, куклу. У неё температура и болит живот.

Ей наверняка нужно лекарство и компрессы.» Таким образом взрослый объясняет ребёнку последовательность необходимых действий, которые он должен выполнить в своей роли врача.

«Мы играем в железную дорогу». Стулья сдвигаются друг за другом, на каждом стуле сидит ребёнок и играет отведённую ему роль. Если совместная игра невозможна, то взрослый и ребёнок распределяют роли машиниста, проводника или начальника станции между собой. Роль пассажиров выполняют куклы. Взрослый сна чала руководит игрой. Он направляет руку ребёнка, помещает в правильное положение игровой материал, демонстрирует действия, которые ребёнок не может видеть, и объясняет их содержания. Пример: Начальник станции даёт сигнал к отправлению поднятием сигнального жезла.

Когда ребёнку известен игровой материал и он поупражнялся в действиях, он может играть также самостоятельно. Слепые дети склонны, однако, к замене действий устными описаниями. Тогда взрослый снова должен вмешаться и помочь ему.

Фантазия ребёнка развивается, когда родители побуждают его ввести в его игры «предметы-заменители». Для оплаты проезда собираются пуговицы.

С поездом и автомашиной ...

Игры для восприятия предметного окружающего мира.

Исходя из важного значения, которое придаётся уличному транспорту, ребёнок должен как можно раньше получить соответствующие представления о транспортных средствах и ознакомиться с важнейшими элементами уличного транспорта.

Отец и сын стоят на улице и определяют транспортные средства по слуху. Ребёнок подражает звукам. Только когда не слышится никаких звуков транспортных средств, можно переходить через улицу.          «Так выглядит автомашина». Взрослый обратил внимание ребёнка на важные детали, колёса, двигатель, руль у сидения. Игрушка должна быть такой величины, чтобы важные признаки хорошо можно было ощупать.

Машины и поезда перевозят много вещей, нужных людям. Ребёнок побуждается

транспортировать с помощью ж.-д. состава сборные элементы и другие игрушечные материалы.

В игре укрепляются представления об уличном транспорте. Автомобили имеют «свой путь», а люди — «свой путь», тротуар. Мать спрашивает: «Можно мне перейти улицу? Ты не задавишь меня?» Ребёнок проезжает со своим средством транспорта мимо и говорит: «Ты должна подождать. Ты не слышишь шум? Я проезжаю сейчас мимо тебя со своим трактором».

Когда ход игры известен, ребёнок перенимает на себя роль пешехода. Само собой разумеется, пространство для движения должно быть свободным от мебели и других предметов, чтобы ребёнок не ударялся.

Когда ребёнок самостоятельно выполняет многие процессы игры, взрослый может предложить объединить их. Ребёнок играет в «транспорт». Экскаватором и транспортёром нагружаются камни. Трактор отвозит груз. Громкий шум предупреждает пешеходов.

Мастерим, строим, лепим.

Игры для развития творческих способностей.

Ребёнок строит башню из больших шестигранных кубиков. Мать до этого показала ему и объяснила: «Башня должна быть прямой, чтобы она не упала.

«Мы строим локомотив». Ребёнок складывает многие сборные элементы вместе. Взрослые ставят перед ребёнком увлекательные задачи.

В совместной игре с более старшим ребёнком он учится насыпать кучку из мокрого песка, копать ямку и выравнивать лопаткой неровности.

«Я пеку пироги для кукол».

Занятие с пластилином будет сопровождать ребёнка многие годы. Благодаря лепке различных форм как шаров, роликов, горшочков, фигурок упражняются координация обеих рук, ловкость, сила воображения и фантазия. Концентрация на важных признаках закладывает основы для способности к отвлечённому мышлению.

«Мы сажаем цветочки в грядку». С помощью вставных элементов вставляются образцы. Ребёнок считает при этом различное количество цветов.

Более крупные пластинки с отверстиями позволяют вставлять в них большие образцы.

Веточки, принесённые с прогулки, сажаются в песок или вставляются в предварительно просверленный материал.

Мы строим гараж для пожарных машин. Стена должна иметь швы

В мире игрушек должен быть порядок. Родители облегчают содержание порядка тем, что они устраивают для ребёнка «уголок» для игры, полку, предоставляют в распоряжение ящики и картонные коробки.

«У автомобиля четыре колеса». Прийти к этому выводу ему помогла его конструкция из сборных элементов.

Винты затягиваются отвёрткой. Построение конструкций из сборных элементов является неотъемлемым также и для слепых детей.

«Я могу уже вырезать бахрому ножницами». У ножниц нет острия. У них закруглённые стороны. После некоторых упражнений их удаётся держать под правильным углом.

«Я наклеиваю рисунок для тёти». Ребёнок разрывает на мелкие кусочки цветную или хорошо ощупываемую бумагу. Эти кусочки наклеиваются на лист бумаги. При этом занятии он приобретает знание материалов и использует, по возможности, имеющийся остаток зрения. Он учится работать аккуратно. Он наклеивает такие формы как кубики и шары, а также листья или дома. Взрослые маркируют очертания на бумажной или картонной подкладке стержнем или ножом.

«В этом месте я должен вставить следующий элемент».

«Красивые длинные бусы для мамы».

Никто не может пораниться штопальной иглой с тупым остриём. Для нанизывания годятся бусинки, кусочки пластмассовых трубочек, ягоды, цветы, осенняя листва и многое другое.

«Футляр для носового платка ко дню рождения».

Два наложенных друг на друга кусочка из пластмассы, фольги или кожи соединяются простой намёткой. В этих кусках предварительно проделываются дыроколом отверстия и затем эти куски соединяются канцелярскими скрепками, чтобы при намётке они не смещались.

Книга с картинками для слепых детей.

В жизни каждого ребёнка книга с картинками играет большую роль. Много знаний о предметах близкого и далёкого окружения приобретает ребёнок с помощью рисунков в его книгах с картинками. Нельзя недооценивать также радость, испытываемую ребёнком при рассмотрении картинок.

Размышляя над этим, было бы хорошо создать «книгу с картинками» также и для слепого ребёнка. Это возможно с помощью рельефных картинок. Простые вещи, которые знает слепой ребёнок из своего естественного окружения, он снова узнаёт в рельефах. К ним относятся предметы домашнего хозяйства (чайник, чашка, нож), игрушки (автомобиль, поезд, лейка), животные из близкого окружения и многое другое.

В распознавании рельефных картинок следует упражняться сравнением естественного предмета и рельефа. «Книга с картинками» помогает слепому ребёнку развивать его осязание, а также мышление и фантазию.

Родители сами могут создавать «Книги с картинками» тем, что они могут нашивать пуговицы на картон, наклеивать пластмассовые части или лоскутки материи на определённые очертания. Маркировку очертаний также можно сделать стержнем или ножом.

Настольные игры, игры в карты и кости.

Дети любят общественные игры. Игры воспитывают к включению в группу равноправных игроков, к соблюдению правил и признанию моральных норм. Ребёнок должен учиться, как вести себя при победах и поражениях. Для того, чтобы слепые дети могли участвовать в играх, некоторые обычные в продаже игры следует незначительно изменить.

Поля доски хорошо различаются на ощупь.

Фигурки и элементы различимы заклёпками, клейкой лентой или другими вспомогательными средствами.

При игре в кости можно самостоятельно сосчитать число очков.

Со шведской игрой «хальма» со вставными фигурками ребёнок может заниматься сам.

Слепые дети могут, разумеется, участвовать в карточных играх. Игральные карты делаются различимыми с помощью брайлевских знаков или клейкой ленты. Карты можно также маркировать канцелярским дыроколом — только в этом случае следует тогда сзади наклеить на маркированную карту другую карту, чтобы зрячие товарищи по игре не смогли оставить слепого ребёнка в невыгодном положении.

Начинающие могут выучить игру в домино с большими цветными костяшками, которые стимулируют также остаток зрения.

Терпеливо упражняется ребёнок вместе со своей матерью в ощупывании маленьких пунктов и раскладывании костяшек домино. В его жизни появилось что-то новое: он учится, чтобы не отставать в кругу товарищей по игре.

Играть и помогать.

Игры для развития самостоятельности.

Помощь в домашнем хозяйстве является одной из форм игры в ролях. Ребёнок демонстрирует и доказывает свои желания и возможности помочь, для чего он принимает на себя роль требуемого и оцениваемого помощника. Между задачами для мальчиков и для девочек нет никакой разницы.

Мать объясняет ребёнку задачи, она показывает, где висит полотенце, и выражает уверенность в том, что сын может чисто вытереть посуду. Если у него выпадет тарелка из руки, они совместно уберут осколки и выбросят в ведро. После этого мать и ребёнок посоветуются, как можно избежать битья посуды при её мытье.

Поясняется порядок в столовом наборе.

Он гордится, что может помогать при заварке кофе. Если одна рука придерживает кофейную мельницу за крышку, а другая покоится на выключателе, то тогда ничего не может произойти. Мать не опасается ни мотора, ни электрического тока, ни шума. Много раз обращение с мельницей проводится под надсмотром.

«Можешь ли ты также чисто очистить картофель?» Задачу следует постоянно привлекательно формулировать.

«Твоё какао ты можешь сам замешать себе». Мать в завуалированной форме предъявляет требование к ребенку. Она показывает, что доверяет ему. Совершенно точно он придержется согласованного рецепта и сам вытрет стол от просыпанного порошка и пролитого молока.

Старший брат перенимает на себя также ответственность за младшую сестру. Он помогает ей одеваться.

Теперь нужно одеть ещё вязанную кофточку. Несмотря на много пуговиц, он правильно застегивает их, так как он точно начинает с верхней петли для пуговицы.

При наличии хрупких предметов снятие пыли превращается в доказательство доверия и в искусство. При удачном решении задачи не следует экономить похвалу. Когда мамы нет дома, делается уборка Ребенок приобретает доверие к себе благодаря его активному включению в семейную Жизнь. Ему разрешается все делать и он не исключается, он равноправен и поэтому показывает свою инициативу и ловкость. Его родители приобретают уверенность, что их слепой ребенок также и позже будет заботиться о самостоятельности и ловкости.

По материалам брошюры «Игры и игрушки для слепых детей дошкольного возраста, научный редактор Е.Н. Подколзина

 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff
Яндекс.Метрика

Разработано jtemplate модули Joomla