Направление руки сзади. Направление руки сзади важно прежде всего при обучении тем видам деятельности, которые совершаются руками, например, при вращении ручки органчика, открывании коробочки или при еде с ложки. Такая методика хороша тем, что при этом руки ребенка и обучающего взрослого движутся в одном направлении. Этот же принцип применим также и при демонстрации движений тела: взрослый совершает то или иное движение вместе с ребенком сзади. Как показывает наш опыт, направление руки сзади оправдало себя не со всеми детьми. Особенно это касается детей на первом году жизни, но встречаются случаи активного сопротивления такому приему и на втором году. Лишь более старшие дети принимают эту форму управления их движениями. Заметив сопротивление ребенка направлению руки сзади, мы пытались осторожно привить ему соответствующий навык путем прикосновения к кончикам пальцев.
То же самое относится к описанию событий. Поскольку слепой малыш не видит, как мама готовит пищу или заправляет постель, следует объяснять эти действия на доступном для детей языке. Чтобы получить ясное представление о том, что происходит вокруг ребенка, недостаточно только слышать. Действия, совершаемые ребенком, также следует сопровождать пояснениями.
При отсутствии зрения этот процесс затруднен, и слепому ребенку приходится прилагать значительно больше усилий, чтобы получить приблизительно тот же результат. Благодаря систематическим тренировкам в поиске и поднимании слепой ребенок тоже может научиться искать те предметы и тех людей, которых он слышит. Прежде чем он полностью овладеет этим навыком, ему нужно пройти некоторые подготовительные ступени. Вначале слепой ребенок берет только такие предметы, которые его непосредственно касаются, будь то ладонь, рука, грудь или нос. Для «тренировок» следует использовать предметы, издающие звук, например, погремушку или кубик с колокольчиком. Ребенок должен научиться соединять в своем сознании предмет, находящийся у него в руке со звуком, который он издает. Если зрячий ребенок обучается брать в руки видимый объект (координация зрения и руки), то слепому приходиться обучаться обращению со знакомым звучащим или замолкнувшим предметом (координация слуха и руки). Таким образом, чтобы научиться брать предметы, слепой ребенок обязательно должен улавливать связь между осязанием и слуховым образом. Во втором полугодии своей жизни слепой малыш начинает брать те предметы, которые у него на время забирают и держат перед ним, издавая определенный звук этими же предметами. Таким образом ребенок понимает, что данный звук относится к предмету, который он только что держал в своих руках. Формирование такой способности представляет собой важный шаг в развитии слепых детей. После того как слепой ребенок приобрел этот навык, следует понаблюдать, будет ли он брать в руку звучащий предмет, например уточку-пищалку, которую до сих пор не держал в руках. Если ему это удается – значит он достиг еще одной вехи в своем развитии. Достаточно слухового восприятия, чтобы малыш потянулся за предметом. Слепые дети приобретают этот навык в конце первого – начале второго года жизни. Когда ребенок уже умеет ориентироваться на слух, можно шаг за шагом усложнять задачу, например уронить игрушку ему под ноги, где она уже не будет издавать никаких звуков, или держать звучащий предмет сбоку от него. Этими примерами мы хотим показать, как постепенно, но систематически следует упражнять навык слепых детей в поиске и подбирании предметов. У Кристины вначале тоже были большие трудности в этом деле. Но в конце первого года жизни в большинстве случаев ей удавалось самостоятельно найти предмет, который выпадал у нее из рук.
(Подготовлено по материалам М.Брамбринг. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. М., «Академия», 2003.) |