Подготовлено по материалам из книги С. М. Хорош
«Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника».
Принципы подбора игрушек для незрячих детей младшего дошкольного возраста.Непременным условием гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, как с нормальным, так и с нарушенным зрением является наличие игровой деятельности, как основной ведущей деятельности. С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой. Благодаря игрушкам ребёнок лучше узнаёт окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия. Игрушки способствуют развитию и реализации потребности ребенка в общении. В развитии незрячих детей игрушки выполняют еще одну, не менее важную функцию. Осязательное обследование детьми игрушек, действия с ними, например одевание и раздевание куклы или мишки, способствуют развитию у незрячего ребенка мелкой моторики, формированию правильных приемов осязательного обследования, овладению предметными действиями. Игрушки сюжетно — образного вида знакомят детей с образами предметов, людей и животных. Сегодня мы рассмотрим основные правила подбора игрушек для малышей с тяжёлыми нарушениями зрения Кукла должна быть среднего размера (20 — 30 см). Наиболее соответствует требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы. Толщина материала должна быть достаточной для того, чтобы кукла обладала необходимой упругостью. В противном случае игрушка будет легко поддаваться деформации, тем более, если учитывать, что незрячим детям свойственно сильнее надавливать на игрушку при действиях с ней, чем зрячим. У куклы должны быть выразительные глаза и рот. Желательно, чтобы глаза у куклы были вставленными, с приклеенными ресницами и чтобы они закрывались. Нос, уши, брови, куклы должны быть четкими, удобными для осязания. Голова, руки, ноги обязательно должны быть подвижными. Кукла должна иметь простую, легко снимающуюся одежду. Для игры незрячего ребёнка с куклой необходим комплект игрушек: кроватка с матрацем, одеялом и подушкой; стол, стул; кукольная посуда; тазик, ванночка и т. д. |